О МЕТОДЕ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
ОСНОВАТЕЛЬ МЕТОДА, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. Основоположник метода Позитивной Психотерапии Носсрат Пезешкиан - президент Немецкого общества Позитивных психотерапевтов и директор Международного Центра Позитивной Психотерапии, транскультурной психиатрии и психосоматической медицины, Почетный профессор НИИ им. В.М.Бехтерева (Россия), Почетный член Российской МОО «Ассоциация Позитивной Психотерапии», Заведующий психиатрическим отделением Американского медицинского центра. Д-р медицины, врач-психиатр и невропатолог, родился в 1933 году в Персии, с 1954 года проживал в Германии. Образование получил в Германии, Швейцарии и США. Метод базируется на 40-летней практике основателя.
Позитивная психотерапия основана на транскультуральных исследованиях более 20 культур и является новым методом, новым подходом к человеку, который преследует в основном следующие цели: лечение (психотерапевтический аспект), воспитание и профилактику (педагогический аспект), развитие межкультурального сознания (транскультурально-социальный аспект) и взаимодействие и интеграцию различных психотерапевтических направлений (междисциплинарный аспект).
В Германии, на родине позитивной психотерапии, этот метод входит в десятку основных методов психотерапии, рекомендованных к применению. Исследование качества и эффективности позитивной психотерапии, проведённое Висбаденским институтом последипломного образования под руководством доктора мед. наук Носсрата Пезешкиана, в 1997 г. было удостоено главной медицинской премии в области гарантии качества в Германии (Премия Ричард-Мартен-Прайс). Таким образом, позитивная психотерапия стала одним из немногих психотерапевтических методов, получивших научное обоснование эффективности. Висбаденский Институт последипломного образования по психотерапии и семейной терапии (WIPF) уполномочен Врачебной палатой земли Гессен проводить полное последипломное обучение врачей в области психотерапии, а Висбаденская Академия уполномочена Гессенским контрольным ведомством по врачебно-медицинским профессиям проводить полное психотерапевтическое обучение психологов, детских и юношеских психотерапевтов. Программа WIPF признана Европейской Ассоциацией (согласно пункту 5 Положения о Европейском Сертификате по психотерапии от 29 июня 1997 г.) соответствующей стандартам Европейского Сертификата по Психотерапии. Полная программа последипломной подготовки специалистов по психотерапии, рассчитана на 4000 часов в течение 5 лет. «С 1968 года я работаю над новым методом психогигиены и психотерапии. Я пытался исследовать поведение и конфликты пациентов с точки зрения, которая отличалась от общепринятой. Стимулом для создания этого нового метода, возможно, послужило то, что я сам нахожусь в транскультурной ситуации.
Результатом новейшей истории стало то, что национальные, этнические и культурные группы открыли себя для внешнего мира, то есть для других групп. Эта тенденция порождает новые возможности, которые мы рассмотрим как транскультурные проблемы. Они, очевидно, могут быть сведены к двум основным вопросам: 1. Что общего имеют все люди? 2. Чем они различаются?
Основой для характеристики любой группы являются нормы, действующие в группе и воспроизводимые индивидуумом как психосоциальные нормы с эмоциональными проявлениями. Исходя из этого, мое внимание привлекло значение социальных стандартов в социализации и развитии межличностных и внутрипсихических конфликтов. Я обнаружил, что у пациентов на Востоке так же, как в Европе и в Америке, за имеющимися симптомами стояли конфликты, истоки которых, как правило, лежали в некоторых повторяющихся поведенческих стандартах. Этот опыт и размышления побудили меня, в том числе и в контексте терапии, рассматривать индивидуума не только изолированно, но и в контексте его межличностных отношений и (как и в случае с моей собственной судьбой) в его «транскультурной» ситуации, в контексте того, что сделало его тем, кто он есть. Транскультурный подход пронизывает всю позитивную психотерапию. Частью моей работы стало исследование взаимоотношений между культурой и заболеванием и между культурными концепциями в двадцати разных культурных группах». Носстрат Пезешкиан Книги Н.Пезешкиана переведены больше, чем на 20 языков мира.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДА
Развиваемая Н.Пезешкианом с 1968 года в Германии Позитивная психотерапия первоначально называлась дифференциальным анализом (Peseschkian N., 1974). Своё имя метод получил от латинского слова «POSITUM», что означает: фактическое, данное. Н.Пезешкиан определяет этот метод как - гуманистический, глубинно психологически ориентированный метод психотерапии с транскультуральной точкой зрения, с новыми техниками в русле клиент центрированной и ориентированной на ресурсы краткосрочной психотерапии» (Н. Пезешкиан 1995; 1996). Метод Позитивной Психотерапии относится к гуманистическим, транскультурным, психодинамическим психотерапевтическим методам.
ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП РАБОТЫ
Метод Позитивной Психотерапии - это метод по восстановлению и поддержанию психического здоровья и развития потенциала человека. Позитивная Психотерапия рассматривает человека, как единство тела, разума, эмоций и духа. Целью консультационного процесса является развитие осознанных и неосознаваемых человеком способностей и гармонизации его повседневной жизни. Модель Позитивной Психотерапии не стремится первично объяснить возникновение определенных конфликтов, а стремится понять человека в его жизненной ситуации, в которой у него появляются нарушения, заболевания. Человеку даны ресурсы и способности, с помощью которых он может преодолевать трудности и решать свои проблемы. Позитивная Психотерапия дает возможность восстановить к ним доступ. В основе лежит транскультурный образ мышления, который включает многообразие индивидуальных, семейных и культурно обусловленных явлений и единство в этом разнообразии.
Позитивная психотерапия базируется на 3 принципах: 1. позитивный подход (позитивный образ человека) с учетом транскультурного аспекта; 2. содержательный подход (динамика конфликта и содержание конфликта); 3. пятиступенчатая модель в рамках терапии и самопомощи (метатеория).
Позитивный подход – основан на том, что действительными являются не только конфликты и нарушения, а и способность разрешать конфликты, учиться на этом выздоравливать. Позитивная психотерапия учитывает позитивные аспекты каждой болезни или проблемы. На практике это выглядит следующим образом: мы спрашиваем о том значении, какое имеет симптом (проблема) для человека и его социальной группы, выделяя при этом «позитивное» значение: какие позитивные аспекты имеет? Какие преимущества обеспечивает? Какие функции выполняет? Что значит для меня тот факт, что у меня есть это заболевание (проблема)? и т.д.
Содержательный подход – Исследование не больших постоянно повторяющихся событий, маленьких душевных травм (микротравмы), которые, в конце концов, формируют характер, особенно восприимчивый к отдельным конфликтам. Предлагается проводить опрос пациентов, направленный на выявление их готовности к конфликту. Проведение дифференциального анализа, базирующегося на актуальных способностях, как наиболее действенных, активных потенциалах развития и конфликтов.
Пятиступенчатая модель (стратегия) работы с клиентом. Она применима в процессе всей психокоррекционной работы. Ее же можно использовать как технику самопомощи. По пяти ступеням может строиться каждая встреча с клиентом: 1. Наблюдение/дистанцирование; 2. Инвентаризация; 3. Ситуативное ободрение; 4. Вербализация; 5. Расширение системы целей. Наблюдение/дистанцирование
Цель - дать возможность клиенту дистанцироваться от проблемы и занять позицию наблюдателя. Инвентаризация
Цель - помочь клиенту увидеть, где берут начало его жизненные установки. Ситуативное ободрение
Цель - выяснить, что же еще объединяет участников конфликта; какие имеющиеся положительные качества могут создать возможность для менее конфликтных отношений.
Вербализация. Цель - конкретное и конструктивное обсуждение проблемы в атмосфере доверительности и понимания.
Расширение системы целей Результатом работы на этой стадии должен стать ответ клиента на вопрос: "Что я буду делать, если у меня не будет больше проблем?" Стадия расширения системы целей помогает клиенту осознать, что у него и у его партнера есть ряд других возможностей, помимо областей, затронутых в конфликте.
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
БАЗОВЫЙ КУРС. Обучение навыкам психологического и психотерапевтического консультирования с использованием мировоззрения и техник позитивной психотерапии. Теория, практика и личный опыт в методе позитивной психотерапии. Квалификация по окончании обучения – консультант (Сертификат Висбаденской академии последипломного образования, WАAP Германия). Обучение 1 год.
МАСТЕР КУРС. Профессиональное психотерапевтическое образование, соответствующее Европейским стандартам подготовки психотерапевтов и проходящее в рамках специализированных обучающих проектов Европейской ассоциации психотерапевтов (ЕАП) и Украинского Союза психотерапевтов. Квалификация по окончании обучения – психотерапевт (Сертификат Висбаденской академии последипломного образования, WАAP Германия). Обучение 3 года.
ПОЗИТИВНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Программа, обучающая базовым положениям, методам и формам работы с семьей в русле позитивной психотерапии. Сертификат семейного консультанта Висбаденской Академии последипломного образования, WAPP Германия. Обучение 1 год. Интервизионные группы (практико-теоретические занятия, профессиональная поддержка студентов, консультантов, психотерапевтов). Супервизия (один из методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии; форма консультирования психотерапевта в ходе его работы более опытным, специально подготовленным коллегой (супервизором), позволяющая психотерапевту систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение).
ПРИЗНАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ
- В 1999 состоялось официальное признание метода Позитивной психотерапии в рамках Украинского Союза Психотерапевтов (УСП) и основание секции Позитивной психотерапии в составе УСП.
- В 1996 году метод Позитивной психотерапии признан Европейской Ассоциацией Психотерапии (EAP, www.europsyche.org) и в 2008 году Всемирным Советом Психотерапии (WCP, www.worldpsyche.org).
- С 1997 года позитивная психотерапия преподается в школах и университетах Германии как государственная учебная дисциплина.
- Выпускники обучающих программ по позитивной психотерапии: Базовый курс, Мастер курс имеют право становиться членами Украинского Союза Психотерапевтов, по окончании программы Мастер курса и присвоении статуса психотерапевта (при условии выполнения Европейских стандартов) быть занесенными в реестр психотерапевтов УСП.
Метод не имеет ограничений в работе с разными группами клиентов.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ МЕТОДА
Оценка эффективности метода проводилась с помощью Висбаденского опросника форма А до терапии и форма В после терапии. Критерием эффективности была разница между результатами до и после терапии.
Исследование качества и эффективности позитивной психотерапии, проведённое Висбаденским институтом последипломного образования под руководством доктора мед. наук Носсрата Пезешкиана, в 1997 г. было удостоено главной медицинской премии в области гарантии качества в Германии (Премия Ричард-Мартен-Прайс). Таким образом, позитивная психотерапия стала одним из немногих психотерапевтических методов, получивших научное обоснование эффективности.
Этические Рекомендации предназначены для организаций, являющихся членами ICPP. Они применимы к психотерапевтам, тренерам (преподавателям), студентам, супервизорам и профессионалам, работающим в рамках Позитивной Психотерапии во всем мире.
- ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОХОДИТ СОГЛАСНО СТАНДАРТОВ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА ПСИХОТЕРАПИИ (WCP) И ЕВРОПЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ПСИХОТЕРАПИИ (ЕАP).
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ СТРАСБУРГСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ И ПРАВИЛ ЭТИКИ EAP.
- ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ УКРАИНСКОГО ИНСТИТУТА ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ВЕДУТ СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ ТРЕНЕРЫ WORLD ASSOCIATION FOR POSITIVE PSYCHOTHERAPY (WAPP, ГЕРМАНИЯ)
- WAPP ВХОДИТ В ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ПСИХОТЕРАПИИ И ЕВРОПЕЙСКУЮ АССОЦИАЦИЮ ПСИХОТЕРАПИИ.
СМОТРЕТЬ БЛИЖАЙШИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ В ХАРЬКОВЕ
|